В мероприятии от нашей группы принял участие Старовойтов Иван. Он предоставил информацию о своих прадедах. На снимке Серебряков Евгений Викторович .
Вот рассказ Ивана Старовойтова о своих прадедах-героях ВОВ.
В нашей семье два участника Великой Отечественной войны:
- Серебряков Виктор Алексеевич – родился 31 марта 1903 года в деревне Смертино Палехского района Ивановской области. С 1925 — 1928 годы обучался в военном пехотном училище им. Фрунзе в г. Орёл. С этого времени всю свою жизнь посвятил служению в вооружённых силах Советской Армии. Офицер-пограничник. К началу войны занимал должность начальника штаба батальона десятой дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. В феврале 1942 года в Брянских лесах Виктор Алексеевич был зачислен в партизанский отряд Кулика. Позднее был назначен на должность начальника штаба бригады. Неоднократно руководил боевыми операциями. Пользовался большим авторитетом и уважением среди бойцов и командиров бригады. Дважды был ранен в боях, получил звание майора. Награждён двумя правительственными наградами. В июне 1943 года был вызван на «Большую землю» в штаб партизанского движения, где был назначен на должность командира Дятьковской пратизанской бригады. Возвращаясь на самолёте ПО-2, благополучно пролетев линию фронта был атакован фашистскими истребителями. Горящий самолёт упал в лесу, недалеко от Бытоши. Виктор Алексеевич погиб в 1943 году на Брянщине. Награждён орденом Красной Звезды.
- Серебряков Евгений Викторович – родился 19 декабря 1924 года в деревне Смертино Палехского района Ивановской области. В1941 г. окончил 8 классов средней школы в г. Чорткове (Западная Украина), где служил отец. 22 июня 1941 г. добровольно вступил в истребительный отряд по борьбе с диверсантами и парашютистами, забрасываемыми немцами в наш тыл, а так же по борьбе с бандитами Украинских буржуазных националистов (ОУН). С 26 июня 1941 г. добровольно остался в действующей армии, в I-м батальоне 77-го полка 10-й дивизии ВВ НКВД.
Принимал участие в боях: разъезд Выганка, город Гусятин, под Каменец-Подольским, под сёлами Комсомольское, Самгородок, Спичаны, Андрушевка, городами Гайсен, Умань, сёлами Подвысокое, Терновка, Тишковка, Покатилово.
Ведя тяжёлые бои, советские части отступали от Перемышля на Львов, дальше на Тарнополь и Умань. В августе 1941 года остатки 10-ой дивизии НКВД , 6-ой и 12-ой армий были окончательно окружены и погибли недалеко от Умани – в лесах Зелёной Брамы (так называется лесной массив на правобережье реки Синюха, возле села Подвысокое в Украине).
Евгений Викторович после артобстрела и бомбёжки с воздуха кантуженный и оглушённый попал в плен немцам, но смог выскользнуть из наспех огороженного лагеря для военнопленных в Звенигороде.
Скрываясь от захватчиков случайно встретил офицера разведотдела штаба южного фронта, который сделал Евгению фальшивые документы на немецком языке, что он бывший воспитанник Житомирского детдома и ищет своих дальних родственников. В это время шло большое передвижение немецких войск в направлении Ростова и Кавказа. Благодаря подростковой внешности, не вызывая подозрений, он собирал сведения о дислакации вражеской техники и передавал их в условленных местах. Хотелось запомнить больше, но память не всё удерживала. Тогда стал записывать условными знаками с чем и «погорел», так как остановившись в одном из сёл на ночлег был обыскан офицером немецкой контрразведки. При предварительном допросе был жестоко избит и отправлен в Польшу в концлагерь в городе Дрогобуш. Из Дрогобуша в город Демблин на Висле, а оттуда в концлагерь особого режима в городе Сельдце. За связь с партизанами попал в гестапо, где его жестоко пытали, клеймили на груди и на спине английской буквой «П», что означало партизан. Евгений молчал…
В1943 г. из Сельдце с группой советских военнопленных в товарном вагоне поезда был отправлен в лагерь смерти Освенцим. Состав шёл только днём, ночью усиленно охранялся. Проезжая по территории Польши в районе города Скерневицы, пленники смогли сделать в полу узкий лаз и выбирались на ходу… Кто-то разбивался насмерть, кто-то получал тяжёлые ранения. Уцелевшие скрывались, шли по ночам, днём прятались в стогах сена. Побродив несколько ночей наткнулись на сторожку лесника. Он связал их с польскими партизанами отряда Армии Краевой поручика Машениста. Поправившись, участвовал с отрядом в диверсионной работе, в вылазках на шоссейные дороги по разгрому автоколонн и обозов. В сентябре 1944-го года перешёл в другой польский партизанский отряд Армии Людовой под командованием Киндёра. В этом отряде находился до соединения с частями Красной Армии 17-го января 1945го года.
Мой прадед не любил рассказывать о войне, хотя она не отпускала его до последних дней. Первую и единственную боевую награду, Орден Отечественной войны второй степени, он получил в канун 40-летия Победы.
Наследие, оставленное Великой Отечественной войной, многогранно и ещё не до конца осмыслено и изучено. Одна из проблем – это незахороненные станки погибших солдат. Они до сих пор лежат на полях былых сражений – в чистом поле, в оплывших окопах, воронках, блиндажах, на «ничейной земле» бывшей фронтовой полосы. Их родственники и по сей день не могут ничего узнать о судьбе своих пропавших без вести близких.
В настоящее время поисковое движение – одно из немногих существующих патриотических общественных движений в Российской Федерации. Начало ему положили фронтовики. Им не давала покоя мысль, что их товарищи лежат брошенные и никому не нужные, скрытые только ковром опавших листьев и прошлогодней хвои. Словно и не было их, солдат, погибших за Родину…
Когда наладилась мирная жизнь к участию в мероприятиях по поиску, перезахоронению и установлению личности павших воинов привлекалась молодёжь и сослуживцы. В Арзамасе таким человеком стал Серебряков Евгений Викторович. Под его руководством поисково-исследовательской группой, были найдены ценные документы разбитых дивизий, а главное — захоронение солдат и офицеров. Ему удалось вернуть из забвения около 2000 без вести пропавших воинов!
Им проводилась большая работа по сбору архивных материалов и воспоминаний. Евгений Викторович вёл подробную картотеку погибших. Постоянно получал много писем с просьбой восстановить судьбу пропавших без вести родственников. Он старался помочь всем, обращаясь в архивы, к возможным однополчанам этих бойцов. Серебряков Евгений Викторович умер в 2000 году. До последних дней он оставался верен своему делу, помогал становлению первого арзамасского поискового отряда «Броня», принимал активное участие в организации музея Боевой славы отряда в родном городе, а так же на Украине. К сожалению, в наши дни имя Серебрякова Евгения Викторовича почти забыто…